воскресенье, 29 марта 2026 г.

Почему вы не поняли ганк

О ганк... как много в этом слове
Для сердца крабского слилось!
Как много в нем отозвалось




Разберем по порядку все тобою написанное.

Историческая справка


В старой Еве была крайне популярна вот эта картинка


К современной Еве она уже давно не имеет никакого отношения, но до 2012-2014 годов, как мне кажется, она более-менее отражала реальность.
Так как ганк явление сугубо хайсечное (хотя общий смысл ганка это просто толпой забить одного), то остановимся на изображении полицейского с ребенком.

Дело в том, что до так называемого Тирцида, который полностью переработал подавляющее большинство кораблей, и до ввода т3-бк с жетонами, позволяющими отмыть СС, ганк был делом довольно дорогим и в первую очередь потому, что после условных десяти выстрелов требовалось часами варпать по белтам и намывать стендинг к конкорду. Соответственно, занимались этим либо время от времени, либо прям профессионалы, которые готовы были тратить свое время не только на поиск целей, но и на последующую отмывку. 

Более наглядно это можно продемонстрировать вот так.

Это ганк на каталистах в 2010-2011 годах


А вот это в 2014-2015


Разница х50 по и количеству выстрелов и по количеству урона в иск, и это при том, что серверный онлайн в 2010 был на пике, а в 2014 уже начался спад.

Ну и совсем современная статистика за 2025-2026 выглядит так



Можно заметить, что количество выстрелов сократилось в пять раз, но суммы в иск упали не так значительно. Связано это, как мне кажется, в первую очередь с большим распространением фракции в фитах, добавлением всяких разных активностей вроде абисса, а так же "ганком ради ганка", когда 30 каталистов переворачивают пустой дф просто потому что могут. Но при этом количество людей, им занимающимся, значительно сократилось.

Да, важная ремарка - использовался фильтр GANKED, который игнорирует часть того, что ганком было, но бордой не было распознано из за отсутствия формальных критериев (если на кб нет строчки с погибшим от конкорда ганкером, то тег не ставится). Поэтому реальные показатели больше, но проследить тенденцию можно и так.

А теперь, немного меняем фильтры - убираем каталиста за 10кк.

2010-2011


2014-2015


Несложно заметить, что доля ганка каталистами в 2010 году находилась на уровне погрешности - ~10% от общего числа килмыл и ~3% от урона в иск. Тогда как в 2014 каталисты уже делали ~60% общего числа килмыл и ~50% от урона в иск. За прошлый год данные примерно такие же. И это, еще раз, на фоне общего значительного роста ганк-активности.

Соответственно в той самой старой Еве встретить на своем пути десяток каталистов, будучи простым работягой КНРом с парой фракционных модулей, было практически невозможно. Большая часть подбитых в те времена были или баржами, у которых тогда было 5-10к ехп и которые взрывались от одного каталиста, или хаулерами, которые тащили по 1+б в карго. И обывателю действительно могло показаться, что хайсеки - безопасный космос. Правда, тогда были вардеки, которые за 50кк кидались в ЛЮБУЮ корпорацию\альянс и не требовали вообще никаких условий, но вардеки людей так сильно не триггерят по какой то причине, хотя они тогда и были основной причиной взрыва кораблей в хайсеке.

Но хайсек не был безопасным. Никогда. И игра не декларировала безопасность. Хайсек был БЕЗОПАСНЕЕ лоу, нулей и вх. Намного безопаснее. Настолько, что если у пилота не было желания повозить на хаулере без танка миллиарды или запрыгнуть в баржу (баржи, если так подумать, вообще самые опущенные были - 5к ехп, которые висят в спейсе, стоят 200кк и не имеют вообще никаких опций спастись) и если он сидел в нпц-корпорации (с капсулирскими сложнее), то он вообще статистически в 99,9% случаев погибал только от неписи.

В хайсеке все изменило два удара от ццп - первым ударом был ввод тир3-бк, которые были быстрые, дамажные, сканрезные и умеренно дешевые, а вторым ударом, я бы даже сказал, ФАТАЛИТИ по хайсеку, стал вот этот девблог. Жетоны изменили вообще все. Если до ввода жетонов каждому пилоту требовалось потратиться не только на корабль (что, в случае каталиста, не проблема), то еще и буквально часами бродить по белтам, стреляя непись и отмывая СС, то теперь за довольно маленькую сумму уже через пять минут можно было снова прыгать в каталист и лететь к любимым лопатам. Я не помню сколько стоили жетоны в первый год, но не сильно больше, чем сейчас. А сейчас отмыть стендинг с -2.5 до 0 (это примерно 15 выстрелов в 0.9 и еще больше в 0.5) стоит ~400кк или по ~25кк на выстрел сверх стоимости самого корабля. 
И этот способ нашли не игроки, это были не эксплойты, это не мета сама собой поменялась, не внешние факторы повлияли - это сделали разработчики. Сознательно. Что ввод тир3-бк в том числе был заменой батлов под ганк после нерфа страховки, что уж тем более ввод жетонов. И в отличии от ганка ценотафами, которые в три корабля позволяли взрывать фрейтер, и которые были понерфлены буквально через месяц после получения популярности, эти вещи с нами уже больше 10 лет. И разработчик, который разумеется глупее Миракла, но все еще зарабатывает миллионы, а не ноет в паблике, не делает с этим НИ-ЧЕ-ГО.

Но кроме этого изменился и остальной космос, причем не только в рамках механик, но и в рамках понимания самой игры. Люди стали меньше делать глупые вещи, потому что гайды стали доступнее. В нулях теперь безопаснее, чем где бы то ни было, так как любой нейтрал у тебя в локале это точно враг, а про то что он попадет в твой локал ты узнаешь еще за три региона до этого. Вормхолы захвачены доминирующей коалицией, лоусеки поделены между несколькими крупными альянсами по сферам влияния. Все знают, что надо смотреть в локал и нажимать кнопку подскана, если залез в плекс - можно поставить глаза на входные ворота и не улетать от каждого нейтрала, если пошел сосать газ, то в твоей вентуре встроенный стаб. А в хайсеках в твоем локале сто случайных человек и ты никогда не узнаешь, что один из них это мой нейтральный глаз, который ждет пока твой КНР приземлиться на гейт.

Вывод? Вывод будет позже.

БАЗА

Есть два основных тезиса, про которые игроки очень удобно забывают, а разработчики очень подозрительно не акцентируют внимание, но которые определяют Еву в целом и хайсек в частности.

1. Ева - игра про свободное пвп с необратимой потерей корабля. Да, есть нюансы вроде нубосистем, где новичков нельзя разводить на пвп и еще ряд минорных вещей, вроде петиции "у меня залагало, верните корабль", но в целом если есть желание пострелять в корабль противника, то это можно сделать везде и с печальным результатом для, собственно, противника. Неважно какой корабль и какой уровень безопасности системы - вопрос только затрат и времени. Разработчики в официальных декларациях ушли в сторону "у нас песочница", что по сути не значит вообще ничего (Майнкрафт тоже песочница, но там можно приватить) для внешнего наблюдателя, хотя Ева по сути куда ближе к условному Таркову, чем к Майнкрафту. И это проблема на самом деле.

2. Конкорд не защищает, конкорд наказывает. Это уже чуть ли не цитата с официальных ресурсов, но какой процент игроков добирается до каких то текстовых статей вне игры вопрос открытый и думаю ответ на него находится в районе десятых долей процента.

Это базовые правила игры, которые существуют изначально (хотя совсем ранний конкорд был на уровне фракционной полиции, его уже немного позже сделали ультимативным). Любой человек, который приходит в эту игру и возмущается тому, что его КНР взорвали в хайсеках, а конкорд его не спас - слабоумный. Можно сказать "я хочу, чтобы конкорд меня спасал, а он не спасает", но тогда возникает вопрос - а зачем ты вообще пришел играть в игру, где правила иные. Найди другую, где тебя именно спасают. 

Есть еще принцип баланса Risk-Reward, но на мой взгляд с этой штукой разработчики сами не очень понимают, что делают, да и каких то объективных показателей что риска, что награды нет, у всех все по разному - кому то нульсеки кажутся опасными, а кому то и в хайсеке удается делать по 1ккк\час на окно. Поэтому в голове конечно держим, но принципиальным игровым параметром это не является.

Почему ганк - хорошо?

Речь пойдет не о том, почему хорошо для конкретно меня, а почему хорошо для игры и разработчика.

1. Экосистема

Игра прямо не говорит об этом, но все же можно наблюдать некоторую иерархию развития социальных связей - одиночки в хайсеке, малые группы в лоу и империи в нулях. С точки зрения разработчика, с точки зрения рекламы и продвижения, нуля являются пиком развития в этой игре.
Я понимаю, что после этого предложения некоторые игроки всхрюкнут от смеха, сразу представив иштар в аномальке, который оказывается вершиной социальной пирамиды, но речь разумеется не об этом, а о том, что иштара в этой аномальке удерживает. Удерживает его, по сути, причастность к великому. Даже если великое только у него в голове существует. Потому что даже в старой Еве и в хайсеках можно было зарабатывать не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем в нульсечной аномальке. Раз в пять лет его нульсеки покажут в новостях с заголовком "Битва на миллион долларов", а в хайсеках что? То что он в лагалищах эпиках участия и не принимает не особо важно, он к этой социальной группе принадлежит и этого уже достаточно.

И да, текущая Ева безусловно демонстрирует довольно низкий уровень различия в этой самой иерархии социальных связей - сейчас везде империи, которые везде захапали себе спейс и поделили на зоны влияния. Попробуй прилететь в ракапас, попробуй прилететь в с6, попробуй прилететь в периметр - тебя отовсюду попрут люди, которые уже давно и плотно заняли это место. Это проблема, но к ганку отношения не имеющая.

Так вот, ганк является одним из значимых мотиваторов для игрока эти самые хайсеки побыстрее покинуть и отправиться туда, где есть защита, искчас и прочие блага цивилизации. Потому что в хайсеке нет групп игроков, которые ведут совместную деятельность и способны защитить от внешних угроз. Объединения в хайсеках существуют только деструктивные - вардекеры или ганкеры. Вот эти объединены в сообщества. А остальные игроки в хайсеке все сами по себе.

То есть очень условно и в идеальном мире ганкер выгоняет из хайсека наевшего бока пилота, который уже достаточно хорошо стоит на ногах (раз он стал целью для ганкера) развиваться дальше и не дает ему бесконечно обмазываться офицеркой на своем КНРе, а мотивирует пересесть на титан в нулях и начать бозонить аномальки. Условно. Разве это плохо?
Или, с другой стороны, является эдаким ветеринаром космоса, истребляя больных представителей социума, которые забыли про Восемь Золотых Правил, и которые полетели на хаулере без танка на автопилоте с грузом инжекторов в 20 кубов, но в 10 миллиардов ценой. Их дальнейший путь либо сделать выводы и вспомнить в какую игру они играют или собственно уйти из хайсека (или из игры).

А на место уходящего далее в лоу-нули-вх приходит новичок, у которого нет возможности конкурировать с дедами на марадерах в пимпе, орках во фракции или еще чем. А в нулях старички уходят в офлайн со временем. Ну красота же, ну?

2. Риск-Ревард

По сути, продолжение экосистемы, но здесь акцент идет не на развитие, а на доходы. 

Я не буду рассматривать абисс\почку и вх сейчас, во первых потому что я сам имею мало опыта там, а во вторых потому что доступная статистика из 2010 года про них не слышала. Остановимся на базовой линейке хайсек-лоусек-нули.

В 2013 выходит девблог с такой картинкой. Воспользовавшись фотошопом, математикой и нейронкой, я примерно пришел к следующим цифрам по уничтоженному в зависимости от спейса ~20/30/50. Примерно потому что градиент прекрасно выбран и цвет у хайсечной уедамы практически неотличим от лоусечной амамаки.


А это из девблога за 2025 год. Здесь можно увидеть, что разбивка уже включает и новые регионы, и если доставать относительные цифры только по трем участкам спейса, то получается ~15/30/60.


Но, чего девблоги не показывают и о чем можно только предполагать, так это о том, что собственно уничтожается и что генерирует основные статьи потерь. В хайсеках, например, нет битв капиталов. И хотя они и в нулях происходят довольно редко, но занимают примерно 10-15% потерь в иск от общей суммы. Цитадели, сов, иные структуры - так же статья расходов преимущественно вне хайсека, еще 5-10%. 
А вот уже остальное это обычные корабли, но опять же, обычные это какие. В нулях бывают КТА, роаминги и прочие пвп-активности, которые не особо предлагают обмазываться фракцией. Ну бывает, но фракционных балконов на кташный куклон обычно не ставят. То есть еще десятки процентов потерь приходятся на минералы и прочие базовые ресурсы.

К чему я веду? К тому, что хайсек является довольно значительным местом для выведения из игры лишних фракционных модулей, даже несмотря на значительно меньшие результаты в общих пропорциях. То есть регулирует доход игроков даже из других типов космоса. Сделай конкорд в хайсеке защищающим, а не наказывающим (по сути равносильно запрету красного светофора) и цена на фракцию мгновенно рухнет, Конечно тогда в дело вступят уже нульсеки, которые на кта начнут собирать корабли с фракцией за копейки, поднимая спрос и цену, но есть основания считать, что цена не упадет до тех значений, чтобы стало прям настолько актуально ставить модуль, прибавляющий дополнительные проценты. А уж гист х-тайп х-лардж шб ни на какое кта зафитить не выйдет. Уже сейчас фракция достаточно дешевая, чтобы свободно использовать ее в массовом пвп и все кто хочет, уже и так используют. Упади цена еще в два раза - вряд ли найдется настолько много желающих, чтобы закрыть собой исчезнувший (гипотетически) хайсек.

Снова обратимся к КБ. Вот данные за январь 2026 (месяц конечно не очень хороший отрезок, но на более крупных некоторые фильтры не выдают статистику).


8 триллионов иск уничтожено в хайсеке за месяц.
Если начать тыкать фильтры, то можно узнать, что ~5 триллионов из этой суммы - это буквально 2% всех килов. Ниже по иск фильтры спуститься не дают, но я практически гарантирую, что на отрезок 500кк-1ккк приходится около половины оставшейся суммы и еще 5-10% килов. И оставшиеся процентов десять это вот нищие разборки с потенциальными "новичками" (на самом деле там и фвшники стреляются, и килрайты случайные, и саспект, и вардечные кемпы, отстреливающие сотни яиц).

Значительная доля урона в иск в хайсеке генерируется именно за счет ганка. На втором месте вардек, но вардек слишком легко обходится особенно в сегодняшних реалиях. Рекомендую, кстати, задуматься на тему того, что одна из самых токсичных механик (по версии Миракла) это конечно ганк, но вот только ганк существует в своем практически неизменном виде уже второй десяток лет, а вот не токсичный вардек скатился к тому, что ты в хайсеке можешь кинуть собственно вардек почти только тикерам, которые в хайсеке и не живут. А если и живут, то это холдер корпа под атанор, на котором радостно копают баржи из нпц-корп. Ну глупые разработчики, конечно, не понимают что надо нерфить.

Фракцией все, разумеется, не ограничивается.
Значительная статья урона в иск это фрейтеры\джампаки. За 2026 год было уничтожено ~350 джампаков на ~3.5т иск. Из них по 150 в хайсеках и лоу (по иск примерно поровну), остальное в нулях. Почти все убитые джампаки в хайсеках это ганк. Убираем ганк, безопасный транспорт, который и так надо постараться убить, становиться еще более безопасным. Нет, наверно отдельным людям это понравится, но подозреваю, что Миракл в их число не входит. Примерно такая же ситуация и с фрейтерами - 60% убито в хайсеках, 25% в лоу и 15% в нулях. Фрейтера конечно уже довольно часто погибают и об вардек, но ганк все еще является топ1 причиной отправки на КБ.
А это все не просто перевозки, а еще и заработок. Который тоже зависит от риска. Убери риск - что станет с заработком? Вопрос риторический.

3. Социальное взаимодействие.

Ева это социальная игра и речь не только о социальном взаимодействии внутри игры, которое в современно ганке практически полностью отсутствует в силу некоторых причин, о которых я скажу в следующем блоке, но еще и внеигровом. Вот я подстрелил стеклянный маршал в три торнады и был свидетелем как в нескольких дискорд-каналах обсуждалось "а как это произошло?". Это же отлично, это вовлекает других людей в игру, вытаскивает дедов из оффлайна, заряжает эмоциями. Конечно, взорванный титан в нулях дает еще больше эмоций, еще больше обсуждений и еще больше дедов из офлайна, но и событийная частота последнего отличается на порядки.
А жертва тоже заряжается на взаимодействие, просто уже немного с другими эмоциями. Жертва хочет отомстить, справедливости или ищет защиты у других. Потенциально тоже пишет в чат, просит совета или новый фит. Все это заставляет вовлекаться в игру сильнее не только того, кто ганкнул и того, кого ганкнули, но и ряд не связанных с этим людей.

4. Донат

Абстрактная концепция риск-реварда предполагает, что в хайсеках должны быть самые низкие заработки (ну, если мы исходим из того, что там высокий уровень безопасности) - это не совсем так, однако можно сказать, что у заработка в хайсеках самая низкая верхняя граница. Не получится иметь с мишнрана столько же, сколько и в нулях, не получится фармить на саньше, столько же, сколько и в лоу, майнинг только нищий и так далее. Да, сравнивая разные возможности, можно дойти до того, что в нулях сидишь на иштаре с тиком в 15кк, а в хайсеке на бернерах делаешь 200кк/час, но это не совсем справедливо. Так вот, среднестатистический житель хайсека это прямой кандидат за покупками у ццп, потому что его заработок очень мал. Но его же надо стимулировать к покупкам, верно? А как это сделать, если он пятый год сидит в осмоне на КНРе и фармит мисочки? Взорвать ему КНР, очевидно. Но как его взорвать, если пул миссий выучен еще пять лет назад, да и КНР танкует любую? Ну тут либо начать ему что то подмешивать в пакеты и делать дисконект либо вызывать ганкеров.
Да, безусловно, расстроенный КНР может навсегда выйти из игры после такого и перестать оплачивать даже подписку. Но год подписки в долларах стоит столько же, сколько и 15ккк иск. Средний срок игры 2-3 года в лучшем случае. Ну то есть один-два любителя пимпа занесут за нескольких людей, которые перестали эту подписку оплачивать. И тут вопрос только в том, какое реальное соотношение подписки к донатам и сколько людей действительно отменяют подписку после ганка, а не заносят в кассу. Я думаю, что реально из игры уходят только новички, которые ничего и не занесли еще, или совсем уже уставшие киты. Миракл и ряд страдальцев считают иначе. Разработчик ганк не нерфит, так что реальность либо ближе к моей версии, либо разработчик тоже умственно отсталый.

Почему ганк это плохо?

По большому счету основная проблема ганка это его избыточная доступность, которая еще и накладывается на избыток ресурсов в игре, которые некуда девать.

Каталисты в хайсеках делают ~20% урона от суммы в иск, после них идут талосы и торнады, которые делают ~10% каждый, потом уже менее популярные ораклы, бобры, праксисы и вексоры. Каталисты стоят 10кк. С отмывкой - 30кк. Имея 500+дпс с одного корабля. Это самый эффективный корабль по отношению стоимости к урону и его мало что останавливает в плане механик. На гейтах/станциях еще стоят центрики, но в космосе без конкорда надо прожить всего десяток секунд, за такое время даже имеющий возможности огрызаться марадер с граплером убьет дай бог пару-тройку штук. Про судьбу майнера и говорить не стоит. Десять каталистов выносят не самый дорогой марадер и окупаются парой выпавших дедспейс-модулей. Каталист доступен к использованию чуть ли не с создания аккаунта, вся прокачка укладывается в миллион подарочных сп. Разумеется с такими вводными космос утопает в стонах убитых каталистами майнеров и ранеров.

Вторая часть доступности это мультибокс. Соло каталист в текущей Еве не способен убивать баржу как раньше, но стоит собрать пять штук и проблема решена. Только вот разработчик не участвовал никак в том, что его клиент игры все еще весит гигабайт, а у среднего игрока к нынешнему году имеется возможность запускать десяток окон. Дискуссия о ценности мультибокса это тоже отдельный вопрос, но в данном случае вины разработчика или сознательного умысла развивать Еву в рамках мультибоксинга каталистов очевидно нет, ну разве что вы считаете, что разработчику стоило перестать заниматься разработкой, забить клиент мусором и довести его до размеров современных игр или хрома, чтоб он в одно окно выедал вообще все ресурсы системы. Потому что мультибокс сам по себе в игре был всегда и может там в 2003 году предполагалось, что один игрок = одно окно, но все время, которое в игре нахожусь я у активных игроков практически всегда было запущено 2+ окна.
Почему мультибокс доминирует в ганке? Потому что сама суть ганка это рыбалка. Рыбалка требует времени и настойчивости. Очень сложно найти даже второго человека (а если речь про каталисты, то людей надо много), который готов с тобой сидеть часами и чего то ждать, поэтому намного проще запустить второе окно. На данный момент практически весь ганк это мультибокс - сейчас нет или почти нет паблик вылетов, житаберны кончились, в лучшем случае пара друзей может пойти полетать день-другой пострелять майнеров. Массовый ганк это только мультибокс.
И как бы да, если завтра 30к окон станут 30к живыми пилотами, я за то, чтобы было введено правило 1 игрок = 1 окно. Но беда в том, что после такого изменения 30к онлайна превратятся в 5к. А потом экономика схлопнется и вообще неизвестно что случится. Поэтому мультибокс в игре останется и выгоден он не только разработчику, но и игроку.

Кроме того, в Еве ресурсы имеют тенденцию к накоплению, и, соответственно, происходит тот самый "ганк ради ганка", когда скучающий на гейте ганкер убивает свой пак об пустой дф, не получая ровным счетом ничего и создавая ту самую "токсичность", когда теряют в итоге все. Ну а что, ну убил он свои 50 каталистов об джампак, ну ему следующий компенсирует этот лишний лярд, на валлете все равно триллионы. А они там откуда? От того, что в игре ресурсов создается больше, чем уничтожается.

Но, проблема в том, что эта "проблема" была создана разработчиком больше десяти лет назад и создана была не случайно. Разработчик специально сделал так, что ганк стал доступнее. Даже без мощных пк каталист-ганк стал бы доминирующим только за счет буста дпса дестров и жетонов. В первую очередь жетонов.

Почему ганк (почти) в балансе?

Давайте исходить из того, что ганк предполагает получение некоторой выгоды или, как минимум, выход в ноль или малый минус. Ситуация с нападением на несчастный ретривер, который вынужден висеть в космосе и имеет нулевые возможности самого себя защитить не будет учитываться по той причине, что существует исключительно из за доступности ганка, а это проблема с которой я согласен.

Разберем основные возможные ситуации. Их не так много - условный фрейтер катится по космосу, условный бш фармит мисочку и условный хаулер везет накрабленное в житу.

Фрейтер не имеет опции сам себя защитить. Однако, фрейтер и не очень может (при ганке) помереть от одного корабля. Кроме того, ганк стоит денег, а следовательно есть нижний предел суммы, при которой ганк экономически целесообразен. Обычно она считается из расчета х2 от стоимости ганка (условно, десять каталистов стоят 100кк, значит они статистически выходят в ноль при атаках на корабли, из которых можно полутать 200кк, потому что шанс дропа 50% и в глобальных масштабах шанс дропа итема фактически равен шансу дропа иска), следовательно потенциально убиваемый в 30 каталистов фрейтер должен везти в себе примерно два миллиарда (не забываем еще про таги). Везешь меньше - шансов отправиться на кб довольно мало. Из примеров - когда я ганкаю, то торнады я себе вожу из житы паблик курьерками. За годы этой деятельности я создал десятки, если не сотни, этих курьерок. Обычно там пак торнад в 10 штук - примерно 1ккк. Насколько я помню, еще не было случая, чтобы мне вернулся залог и торнады не доехали (может быть однажды).
Далее, фрейтера убиваются через дпс-ганк, то есть любое значительное снижение дпса ведет к тому, что фрейтер выживает. Как снизить по себе входящий дпс? Самый простой способ - грифины, далее логисты, для любителей экзотики - селфбамп. Достаточно подгрузить еще 2-3 дополнительных окна (или позвать друзей) и ты перевезешь в целом любые вменяемые объемы и суммы. Как это отконтрить ганкеру? Да никак, только еще большим числом окон и дпсом, но там гонка не в пользу ганкера. Не сотню каталистов же подгружать, чтобы фрейтер, логистов и мачалу победить. Проще скипнуть такого "токсичного" фрейтера.

Бш на мисочке. Здесь немного сложнее, потому что бш убивается и через альфу. Однако - если нужно попасть в станцию или вылететь из нее - док/андок бука. Самое опасное место это прыжок в другую систему, но здесь есть положительные отличия от фрейтера - если тому скаут особо не поможет, потому что каталистам не нужно быть на гейте, там пантера в клоке будет таклить бампом, пока они не долетят, то вот бш без стояния на гейте особо не поймать. Запускаешь скаута впереди себя, видишь торнады - докаешься и логофаешься. Как мне это контрить? Никак. Опционально можно после выполнения миссии делать рефит в клока+мвд и безопасно проходить гейты, но это уже трата времени. На самой миссии примерно тот же принцип, скаут на входном гейте, приварп чего угодно - мжд в пустоту и сиди там жди подлет неписей. Нет мжд - отварп. Как мне это контрить? Никак. 

Путь хаулера берет все лучшее от предыдущих вариантов - док/андок бука, клока+мвд и не возить много за один раз. Если хочется возить больше - расчет из 200кк за каждые 10к ехп. Все. Никто и никогда тебя не убьет. Реалистичного способа победить такого хаулера нет (спам деклок-объектов на имперском гейте приводит к быстрому бану), возить можно буквально триллионы. Опять же, как человек, которому паблик-курьеры все настрелянное катают в житу сообщаю, что за все время, которое я создаю курьерки, мне перевезли итемов на сотни миллиардов - залог я получил 3-4 раза, все остальные прекрасно докатились до пункта назначения.

Возникает закономерный вопрос - если все в балансе, если так просто контрить ганк, то почему пилоты оказываются на КБ и почему так много криков?
Потому что на КБ оказываются в двух случаях - если ты либо тупой либо ленивый. Если ты покатился на джампаке в житу без цинки не отпрыг, без сетковальщика и без скаута, а еще и загрузил в себя 50ккк, то ты как минимум ленивый и не озаботился выживанием, а если ты в третий раз приварпываешь на одну и ту же станцию в одном и том же фите с карго под 1ккк, то ты просто тупой.


Что делать?

Ничего. Все ок. Ганк вызывает точно куда меньше игровых проблем, чем бесконечные крабофермы нулей или педонапы в хай-вх.

Но, если прям очень хочется потрогать его и сделать немного менее токсичным (я не отрицаю токсичность для некоторых групп игроков в некоторых ситуациях), то по сути решение лежит на поверхности. И в зависимости от степени желаемого нерфа оно звучит либо как "повысить цену жетонов" (можно удвоить их необходимое количество, например, что увеличит цену более чем в два раза, так как за самим удвоенным количеством потянется еще и недостаток предложения) либо, если хочется максимально радикального решения, убрать вовсе жетоны из игры. Да, вернуть все в прошлое, когда после десятка выстрелов надо было летать по белтам. Каталисты отвалятся, мультибоксеры "по фану" отвалятся, "ганк ради ганка" отвалится - останется некоторое количество заряженных людей, которые будут или настолько упертые, что готовы тратить часы на отмыв либо настолько нацеленные на результат, что будут стрелять только по выгодным целям. Я бы не сказал, что сильно против поднятия цены отмыва. Просто у меня есть подозрения, что уменьшение числа ганкеров сильно отразиться на экономике в целом и промышленные ботофермы из нулей перестанут балансироваться за счет выжигания ресурсов в хайсеке. И отразиться не в лучшую для меня сторону, потому что, если честно - мне не особо интересно стрелять в дешевые корабли в дешевых фитах, если бы я хотел этим заниматься, я бы был пилотов фв. И я не думаю, что это увеличит желание людей заниматься пвп и его станет больше - у людей и сейчас достаточно ресурсов для этого. Яиц недостаточно.

Второй путь - который я предлагал еще десять лет назад и который, кажется, будет введен в игру (правда я так понял, планируется именно стартовая зона под новичков, а не безопасный космос, это не совсем то) - это особые зоны для новичков. Сейчас они как бы технически есть, но никто и уж тем более сами новички, об этом не в курсе. Да и делать в них в целом и нечего. Было бы неплохо ввести регион или иные формы загонов, в которых будут очень ограниченные возможности фарма, но при этом абсолютная безопасность вплоть до включения зеленой кнопки принудительно всем. И хотя мне не очень нравится концепция АТ, который проходит в закрытом регионе по отличным от основного сервера правилам, но я согласен на появления в песочнице с фрипвп таких зон. Не думаю, что это сильно поможет новичкам (думаю, что не поможет), но угомонит некоторых особо буйных требующих безопасность и которые считают, что риск-ревард это заговор ганкеров. Пусть они там на своих големах в полностью офицерских фитах сидят и крабят миссии третьего уровня, я вообще не против.

Выводы

Для начала прокомментирую попытку Миракла провести аналогию с реальным миром. Такую аналогию серьезно может озвучить только байтер на реакты или идиот. Я точно не уверен, какой вариант Мираклу подходит больше, поэтому на всякий случай выскажусь.
В игры люди и приходят играть потому что здесь не так как в реальной жизни. В реальной жизни надо спать, есть и срать. В реальной жизни у тебя одна жизнь. В реальной жизни у тебя работа или мама. А что, а давайте вместе с нерфом ганка, раз в Рейкьявике полиция крутит преступников, добавим еще и все это? Ну чтоб летишь на кта, а у тебя начинает на весь экран мигать предупреждение "мама зовет кушать" и чтоб если проигнорировал, то потом два дня в игру не можешь заходить, потому что "шнур спрятали от компуктера". Или чтоб вот взорвали капсулу - и все, конец. Жизнь то одна. В игру больше не зайти. Вообще никак. Компьютер банят.
Причем особенно мне нравится, что вот Миракл и ему подобные гении, которые говорят, что "в реальности не так", забывают, что даже если мы уйдем от нашего мира и примем законы мира Евы, в которой все таки бессмертные капсулиры и все такое, то я напомню, что согласно лору игры во всех кораблях есть экипаж (просто в капсулирских меньше), и в отличии от бессмертного капсулира, который в рамках игры как бы БОГ, экипаж "одноразовый" - он как в реальной жизни после смерти все, кончается. И ладно, в аномальках там же пираты живут, их наверно можно и убить, но вот тот же Миракл, насколько я знаю, тусуется в нпц-регионе и фармит пиратских агентов, которые миссии дают в том числе и против имперских фракций. То есть он занимается убийством добропорядочных граждан Нового Эдема, которые отправились остановить беспредел пиратства в опасном участке космоса. Но да, это требующих "справедливости как в жизни" уже не волнует. 

Основные претензии к ганку являются ничем не обоснованными эмоциональными высказываниями. Новичок может умереть от ганка, но сделать ему это довольно сложно - в ретривере 30к ехп, а если у "новичка" есть опция загрузить в хаулер поллярда, то как будто это уже и не новичок. Должны же быть какие то пределы новичковости же. После недавнего патча вся империя и вовсе пересела на пионеры, в которых 10к ехп и которые требуют еще меньше сп, ганкать которые имеет еще меньше смысла, чем ретриверы.
И мне не до конца понятно, почему выстрел в новичка в хайсеке это проблема, а абазон, который облетается крюком в 30 прыгов, и в котором эти новички стабильно мрут, пытаясь срезать путь - нет. Почему такие претензии идут именно в сторону ганка, в котором пилот тратит ресурсы, чтобы получить шанс (да, шанс велик, но это все же шанс) на получение килмыла, когда кемперы различных популярных выходов из империи не сливают корабли и фармят реальных новичков. И все ок. Я очень рекомендую посмотреть Мираклу на то, какие пилоты умирают на кемпе в таме, например, как они фитятся, сколько они в игре провели и вот это все. Потом полистать статистику GANKED и посмотреть там на фиты и даты рождения.
А если новичок полетел в лоусек бикон покрутить в фв, его надо отпустить? Ну он же новичок, вдруг он не знает, что это опасный космос. А если он до нулей добрался? Тоже отпускаем? А новичок это по времени или по опыту? А то я знаю некоторых имперских жителей, которые 10 лет в одной системе крабят и ничего про игру не знают. Они новички?
Давайте тогда запретим просто атаковать всех игроков, чей игровой стаж меньше месяца, например. Ну просто вот не активируется на них ничего и все. Или неуязвимость им выдадим, как у цитаделей в реинфорсе. Создал чара - 30 дней неуязвимости, делай что хочешь. Ну а что, я в целом даже не особо против. На моей ганке это довольно слабо отразится, а вот на релейтах Миракла, где там две помойки в фв на 400кк подрались - вполне возможно да.
Ровно те же претензии и к апелляции к реальности или морали. Ну да, в этой игре, внезапно, можно будучи бессмертным клоном стрелять в империи с законами и про тебя через 15 минут все забывают. Ну вот такая условность. Есть много других. Стендинг -10 с пиратами почему то не заставляет слетаться на бедный иштар непись из всех аномалей в системе, хотя было бы логично.

Ева в целом токсичная игра и довольно часто вызывает неприятные чувства. Но знаете, такое ощущение, что именно это в ней и затягивает вот игроков, которые сидят в ней десятилетиями. Я когда супер слил об гиперхика, тоже было не очень приятно. Но я же не побежал на форум плакать, что надо гиперхики понерфить, клоку отключить и чтоб мой супер по приварпу не сканился вообще. Ну я сам виноват - видел сомнительного нейтрала в локале и все равно нажал варп цитку пилить. Сделал выводы, стал осторожнее, больше суперов не сливал.