Было сложно не обратить внимание на подобные заголовки - я конечно не эксперт в мобильных играх, но пять миллионов довольно внушительная цифра. Учитывая, что по самым оптимистичным прогнозам в самой Eve Online всего около 300 тысяч активных пользователей.
Не то чтобы я ждал от мобильной игры действительно чего то впечатляющего, но очередная попытка маркетологов выкатиться на относительной известности основного продукта меня несколько опечалила.
Напомним, EVE Echoes является мобильной космической MMORPG, в основу которой легло ключевые особенности EVE Online.
Это и подобные ему предложения были написаны везде. И это обман.
Я не играл долго, буквально два-три часа (и я искреннее не понимаю, зачем играть в подобную игру на телефоне), но в отличии от оригинальной игры, в Eve Echoes нет какого то скрытого от глаз контента - полазив по всем меню и посмотрев на основные интересующие меня вещи, я с чистой совестью закрыл приложение.
Итак, что в этой игре есть хорошего и за что вообще ей приписали про легшие в основу ключевые особенности Eve Online?
Во-первых, визуальная часть. Тут вопросов нет, Космос похож, корабли похожи, эффекты похожи, часть интерфейса похожа и вот смотря на скриншот из космоса действительно можно сказать, что это Ева на мобилках.
Во-вторых, самые базовые вещи механики - карта, трекинг, резисты, агра, слоты и подобные вещи. Я бы не сказал, что они имеют отношение непосредственно к Еве, это есть во многих играх, тем более, что они так же несколько видоизменены и перейдя на мобильную версию все равно придется учить все по новой.
Ну и да, часть геймплея перенесено в мобильную версию, есть и белты с аномальками, и планетарка с маркетом, и даже пробка в житу есть (судя по всему на системах стоит кап в районе 2к пилотов одновременно, так что не сложно догадаться, что происходит на старте с полумиллионом предрегистраций).
Если вы в Еве занимались тем, что на орке копали лед или истребляли на равене аномальки, то в целом игры похожи. Я продолжаю не понимать, зачем это делать на крошечном экране, без поддержки мультибокса, с неудобным из-за ограничений телефона интерфейсом и прочими проблемами телефона, но допустим.
Но кто в Eve Online затаскивался именно ради этого? В новостных статьях можно было услышать только о каких-то масштабных битвах, о предательствах, о убитом за миллион рублей големе в жите и так далее. О чем то эпичном. А тут этого нет именно из-за ограничений телефонов.
О какой масштабной битве может идти речь, когда овервью является отдельным выпадающим окном с десятью строчками, которое еще при выпадении еще и перекрывает панель с кнопками модулей? И это у меня соотношение сторон у телефона 20:9, у большинства телефонов это выглядит еще хуже.
Со всем остальным интерфейсом дела обстоят еще хуже - вызов прочих меню вообще перекрывает основное окно. Во время боя необходимо проверить, где продается цино с озоном (их тут нет, но в голову пришел именно этот пример), чтобы закинуть на противника капиталы? Ха, окно маркета открывается поверх боя, страдай. Я понимаю, что это не проблема игры, а проблема мобильного геймплея, но самым известной фразой про Eve Online является "это Excel в космосе", и вот мобильная версия это НЕ Excel в космосе. Тут невозможно заниматься мультизадачностью, и от широких возможностей по настройке внешнего вида своего окна тут осталось только выпадающее овервью.
Это - ключевая особенность Eve Online, а не белты. Добывать руду можно буквально в каждой ММО,
Ну ладно битвы, что с обычным пвп? Обычное пвп есть, я до него не дошел (чуть ниже будет почему), но опять же, за счет переноса базовых механик его можно назвать похожим на оригинал. Правда опять же, мультизадачности нет, внятного овервью нет, подскана нет - кто тебя будет убивать, на чем эти люди и на прочие важные для любого пвп-пилота вопросы можно будет получить ответ только по факту получения на себя поинта. Наверно для честного пвп в вакууме, которое сейчас продвигает и само CCP в виде арен, это вполне достойный уровень. Но опять же, кто идет играть в эту игру, чтобы иметь честное (хотя даже в случае зеркалки начнется нытье, что у противника больше сп и так далее) пвп?
И это только честное. А нечестное, ну, тут все очень плохо.
Суицид-пвп нет. Кап-дропов нет (может в будущем и добавят капиталы). Саспект-бейта нет. Мультибокса нет, а значит нет и ламп. Поисковых агентов нет (я вообще агентов не нашел), а значит и заглянуть в гости к паладину за пять миллиардов, который даже полетел куда то в сторону лоусека нет возможности. Господи, да даже мат в чате автоматически запикивается.
Нет никакого уникального пвп, которое качественно отличала Eve Online от прочих эльфятников, где не всегда противника можно было убить. Поменяется ли это в будущем? Возможно. А возможно и нет, а учитывая срок жизни мобильных игр и некоторых особенностей прокачки, скорей всего нет.
Зайдя в игру я первым делом пошел смотреть на прокачку в сторону торнады, надеясь пострелять мусоровозы, но и тут меня обломали.
Торнада не убивает индус даже без фита (у местной торнады всего 7 стволов, а гириков в игре вообще нет). Это уж не говоря о том, что потом я обнаружил принципиальную невозможность стрелять по другим капсулирам в хайсеке.
Фит в игре значительно переработан - в медслоты теперь пихается только электроника. Все остальное едет в лоуслоты, с одной стороны это конечно помогает дарвинам, которые танковали и шилдой и армором, с другой сильно ограничивает вариативность.
Само количество модулей урезано в несколько раз - как внутри "типа", так и вообще сами "типы", при тирцид Евы сильно изменился и стал похож на то, что можно увидеть в корейских ММО. Теперь у почти всего есть десять уровней (даже у кораблей - кондор это условно первый уровень, кроу это условно пятый, а бобер на его базе условно десятый), и естественно чем выше уровень, тем лучше характеристики (на первый глаз - все). А ведь эта вариативность и возможность выбора так же была ключевой основой игры, отличающей ее от классических ММО, где чем выше гирскор, тем лучше.
(тут еще можно увидеть, что китайцы угнали шлем республиканских штурмовиков из ЗВ)
Есть еще ряд изменений геймплея, например, автопилот летает и с выключенным приложением. Не знаю, присутствует ли в этот момент корабль фактически в игре (наверно да?), но бублей нет, а значит на чем-то быстром можно автопилотить даже сквозь нули.
Рынок больше похож больше на аукционы из Варкрафта, чем на рынок Евы. Миссии выдаются через меню в любом месте и любой фракции, никаких тебе агентов или стендингов.
Лут собирается не в упор к вреку, и так далее.
От локализации кровь из глаз. Я понимаю, что мобильные игры никто не переводит нормально, но тут просто машинный перевод. Причем он настолько плохой, что различается в разных строчках, и если человеку, который боролся с Кленси и Другом, еще можно догадаться до значения некоторых слов, то новичкам вселенной будет очень туго.
Ну и монетизация. Три вида подписки - для нищебродов, обычная и для донатиров. Разумеется каждый вид подписки различается по скорости прокачки, различается очень серьезно и учитывая местную систему прокачки (чтобы сесть на бш надо около года качаться, это не шутка) играть в это как в бесплатную игру могут только самоубийцы. Благо, покупка плекса за игровые деньги возможна и даже цена не очень большая (в первые дни базовую подписку можно было купить примерно за несколько десятков миллионов, при том, что остальные цены тут немного напоминают оригинальную игру). Объяснить можно тем, что в первые дни всем нужна игровая валюта и поэтому плексы богачами скидываются по любой цене (а барыги их конечно запасают), через месяц думаю ситуация будет напоминать Транквилити.
Кроме этого есть еще и "ускорители", которые накидывают еще сверху скорости, короче можно обмазаться донатом по полной и быть впереди планеты всей.
Прочего доната как бы нет, что конечно выгодно отличает Echoes от прочих мобильных игр, но было бы странно, если бы он был, учитывая что по сути это игра по подписке.
Как итог.
Я не знаю зачем играть в эту игру любому здравомыслящему человеку (големы в хайсеке могут безопасно в пимпе фармить непись), здесь нет никаких реальных уникальных черт настоящей Eve Online, а те особенности, которые все-таки есть убиваются маленьким экраном смартфона. ПК-версия красивее, на ПК-версии уже есть арены с "честным" пвп, ПК-версия безопаснее для тех, кто фармит за пределами хайсека (есть подскан и нормальное овервью), ПК-версия удобнее в управлении, на ПК-версии есть мультизадачность и мультибокс. Даже подписка (в реальной валюте) на ПК-версии стоит дешевле (учитывая, что на мобильной еще ускорители по сути обязательны).
Пострелять по кораблям, пока едешь в метро на работу или сидишь в туалете? Ну так "медленность" геймплея осталась - через месяц, когда стартовая волна наиграется, будет ровно такой же пустой космос, где искать противника придется полчаса. Да только корабль фитить за счет убогой мобильной системы минут десять. Скиллы качаются ЕЩЕ ДОЛЬШЕ.
Не думаю, что игру ждет успех, судя по писанине в локальных чатах - большинство аудитории даже эту обрезанную Еву не могут понять, хотя тут обучение еще лучше, чем в оригинальной, а интерфейс еще проще. Да, пять миллионов предрегистраций и "неплохие" отзывы говорят о том, что для мобильного рынка это хороший продукт, но мобильный рынок развит по большей части в Азии, Европейцы все еще не особо ценят подобный гейминг, а в социальной игре, где вокруг тебя только китайский язык и на ПК будет сложно, что уж говорить про телефон, где нельзя обмазаться сразу и переводчиком и дискордом и прочими вещами.
Собственно на данный момент количество людей по хайсекам побольше, чем в оригинальной игре - до лоу и нулей я не долетел, скорей всего и там их больше, но вряд ли на порядок. То есть онлайн отличается максимум в 1.5-2 раза и это на старте, когда у большинства ММО сервера обычно вообще не справляются. Гугл-стор сейчас говорит, что количество скачиваний более миллиона, но видимо скачать и играть это разные вещи.
Отзывы и общая оценка тоже наводит на некоторые мысли. Всего 3.7 на старте это довольно слабенько, при том, что люде лепили пятерки еще до запуска просто за то, что "ну я в Еву на ПК играл, игра наверняка крутая".
На данный момент могу сказать, что игра безусловна хороша в техническом отношении, но ровно так же, как и Ева, зайдет не всем, а мобильная аудитория обладает еще меньшим интеллектом, чем компьютерная, а следовательно и успеха соберет еще меньше.